Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Администрация сельского поселения
Старокуручевский сельсовет
муниципального района Бакалинский район
Республики Башкортостан

Обзор нового законодательства на сайт администрации декабрь 2020

  • Новое в антикоррупционном законодательстве

 

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

С 1 января 2021 года вступает в силу часть 10 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которой для целей настоящего закона цифровая валюта признается имуществом.

Данное изменение связано с развитием финансовой сферы и принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 1 указанного Федерального закона цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Таким образом, с 2021 года лица, предоставляющие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, будут обязаны указывать сведения о наличии у них цифровой валюты.

 

 

 

  • Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

 

Согласно статье 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Потерпевшему обеспечивается возмещение вреда, причиненного преступлением.

При производстве по уголовному делу подлежит установлению характер и размер вреда, причиненного преступлением.

В соответствии со статьей 44 Уголовно-процессуального кодекса РФ потерпевший вправе предъявить гражданский иск о возмещении имущественного вреда и о компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.

При этом гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Вопрос о возмещении ущерба, причиненного преступлением, решается в приговоре суда, если отсутствует спор о его размере.

При наличии спора о размере вреда суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение иска и передать вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

 

  • Разъяснение законодательства по вымогательству взятки.

 

Вымогательством взятки является требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его интересов.

О таком факте необходимо обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы. Такие сообщения принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

Гражданин имеет право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

Также гражданин имеет право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением  заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема  руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим права и законные интересы заявителя.

Полученное в правоохранительном органе сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случае отказа принять сообщение (заявление) о даче взятки гражданин вправе обжаловать эти действия в вышестоящих инстанциях, а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в органы прокуратуры.

 

  • Разъяснения по проведению плановых проверок.

 

30 ноября 2020 года было опубликовано Постановление Правительства РФ N 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году о внесении изменений в п.7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора)  и органами муниципального контроля ежегодных правил проведения плановых проверок юридических лиц и ИП.

Данным Постановлением предусмотрено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее ИП) в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год (далее – ежегодный план), может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита.

О проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения.

Срок проведения плановых проверок по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней.

При формировании ежегодных планов проверок в них не включаются плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты малого предпринимательства).

Ограничения о моратории на плановые проверки не распространяются на:

а) плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

б) плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с ч. 9 ст. 9 ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;

в) плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодном плане помимо сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление, либо принято такое решение;

г) плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного контроля;

д) плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках:

федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями вышеуказанного Постановления Правительства РФ не позднее 15 декабря 2020 г.

Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.

 

  • Внесены изменения в административное законодательство.

 

Федеральным законом от 08.12.2020 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» изменены условия привлечения к уголовной ответственности за публичные призывы к отчуждению территорий. Для этого вводится административная преюдиция. Если правонарушение было совершено впервые, виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности.

По новой статье 20.3.2 КоАП РФ наказание для граждан составит от 30 000 до 60 000 руб., для должностных лиц – от 60 000 до 100 000 руб., для юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.

В случаях, когда публичные призывы совершены с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») для граждан административный штраф предусмотрен в размере от 70 000 до 100 000 руб., должностных лиц – от 100 000 до 200 000 руб., юридических лиц – от 300 000 до 500 000 руб.

Возбуждение дела об административном правонарушении обозначенной категории отнесено к компетенции органов прокуратуры.

Настоящие изменения вступают в законную силу с 19.12.2020.

 

  • Рабочий день перед предпраздничным нерабочим днем.

 

Согласно ст.95 Трудового кодекса РФ  рабочий день перед праздничным нерабочим днем (ст.112 ТК РФ)  подлежит сокращению на один час. Данная норма предусматривает сокращение обычной продолжительности рабочей смены (дня) для всех работников предприятий.

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ нормальная длительность работы сотрудника составляет 40 часов в неделю. То время, которое отработано сверх этого лимита, расценивается как переработка и подлежит оплате в повышенном размере. Каждый работодатель вне зависимости от своей организационно-правовой формы и сферы деятельности обязан вести точный учет выработанного сотрудниками времени.

Государство предусмотрело эту трудовую льготу для всех категорий персонала, включая лиц, занятых неполный или сокращенный день; внешних, а также внутренних совместителей и основных работников.

Но есть и исключения. В тех предприятиях, которые должны функционировать без перерывов, некоторым работникам или структурным подразделениям уменьшение времени занятости в предпраздничный день  не положено.

Объем зарплаты, которую получит работник, за работу в предпраздничный день  зависит от того, какая система расчетов применяется в организации. В наиболее выгодном положении находятся сотрудники, которые получают оклад. Для таких лиц заработок начисляется и выплачивается в полном размере, без изменений.

Если же зарплата рассчитывается из фактически отработанных часов или произведенной продукции (выполненных работ), учет ведется по реально выработанному времени или сделанных изделий. При этом на повременщиков и сдельщиков сокращение рабочего дня не влияет, поскольку они получают зарплату по факту. Если же специалист занят на неполной ставке, также необходимо учитывать способ начисления заработка – при окладе выдается вся зарплата, при фактической выработке – по времени/объему работ.

Таким образом, согласно ст. 95 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Эта норма распространяется на все режимы труда. Следовательно, даже если сотрудник работает в режиме неполного рабочего времени (0,5 ставки), его предпраздничный рабочий день будет короче не на полчаса, а на целый час, как и у работников на полной ставке.

 

 

Прокурор района

 

советник юстиции                                                                                А.В. Абсатаров